Флогистон #44: Интервью с Роджером Желязны
Это интервью было дано при необычных обстоятельствах. Оно проходило перед аудиторией и сопровождалось репликами Джейн Линдсколд, писателем и компаньоном Роджера. Я попытался сохранить приятную атмосферу беседы с Желязны.
-
Когда вы впервые осознали, что хотите писать?
Роджер Желязны:
- Мне было лет шесть. Читая рассказы, я думал, что поступил бы с героями по-другому. Однажды меня осенило: "О, я же могу это сделать". Я попробовал и с тех пор этим и занимаюсь, хотя продавать свои произведения начал не сразу.
-
Каких персонажей Вам хотелось переделать?
Роджер Желязны:
- Таких как доктор Дулиттл (Dolittle) и некоторых героев Dr Seuss. В те времена мой читательский интерес и, зачастую, игры были связаны с мифологией.
-
Когда Вы продали свой первый рассказ?
Роджер Желязны:
- Впервые я получил деньги за свой рассказ, когда мне было лет пятнадцать-шестнадцать, но следующий я продал уже после окончания колледжа. Мне удалось выиграть конкурс.
-
Давайте поговорим о том рассказе, который вы продали, окончив колледж.
Роджер Желязны:
- Будучи подростком, я решил, что у меня недостаточно знаний для создания персонажей на должном уровне, и что я трачу время впустую. Я изучил как можно больше о литературных приемах, и вскоре эта проблема исчезла. Зато проявилась другая - содержание. Поэтому я и решил подождать, пока я подрасту и наберусь опыта. Потому ко времени окончания колледжа и вышло, что я не занимался научной фантастикой около четырех лет. С одиннадцати лет и до поступления в колледж я регулярно читал фантастику. Потом я сказал себе: "Пока я здесь, я ее читать не буду. Я займусь изучением поэзии". Действительно, я тогда писал много стихотворений.
Весной 1962 года я продал свой первый рассказ. Он принес мне 20 долларов. Первым делом я сел и прочитал 10 романов в жанре научной фантастики и фэнтези, выбранных наобум. Затем я раздобыл по экземпляру каждого научно-фантастического журнала из продававшихся в то время. Я составил их рейтинг по тому, как они платят авторам. Они шли по убывающей, и самым последним в моем списке стоял "Amazing", по центу за слово.
Я посылал свои рассказы в самые высокооплачиваемые журналы, и если они отказывали, я шел по списку вниз. Если никто не принимал рассказ, я его откладывал на какое-то время, чтобы потом просмотреть его снова, что понять, в чем загвоздка.
Так продолжалось некоторое время. Мои рассказы начали продаваться довольно хорошо. В тот первый год я продал семнадцать рассказов небольшого объема. Правда, я тогда не разбогател.
Я пообещал себе, что поначалу не буду замахиваться на что-то грандиозное Мне слишком многому нужно было научиться. Первые несколько лет я собирался посвятить созданию небольших произведений. Во-первых, их легче писать, а во-вторых, на них можно поучиться многим литературным штучкам.
Пару лет я этим и занимался. Понемногу объем моих произведений увеличивался от рассказа до романа. И, наконец, я решил: "Все, теперь я могу написать книгу".
И тогда я написал "Этот бессмертный" ("This Immortal"), первоначальное название было "И зовите меня Конрадом" ("And call me Conrad") (под этим названием он печатался по частям в "F&SF" ). Это был мой первый роман, и все последующие годы я писал и научно-фантастические, и фэнтезийные рассказы и романы. Я не хочу, чтобы мое творчество подгоняли под рамки одного конкретного жанра. Я ненавижу саму возможность того, что мои книги могут покупаться из-за принадлежности к определенной категории. Поэтому я и старался охватить различные направления. Думаю, именно поэтому мое занятие до сих пор мне не наскучило.
В то время у меня была постоянная работа. Я был госслужащим. Это продолжалось в течение семи лет. Я пообещал себе не бросать работу, пока не начну зарабатывать столько же литераторством. Но когда это произошло, я сдрейфил и на всякий случай проработал еще год.
За пару лет до этого я определился. Я много беседовал с Бобом Сильвербергом (Bob Silverberg), влияние которого было значительно в начале моей карьеры. На одной из авторских конференций он по доброте душевной высказал свое мнение, что в том, как я продаю свои произведения, есть свои недостатки. Я ответил: "Не понимаю, что ты имеешь в виду, но с удовольствием угощу тебя выпивкой, если ты мне это объяснишь". Мы отправились в бар и провели там пару часов. Он пил "Blood Mary", а я "Black Russian ". Он рассказал мне все то, что помогало мне последующие несколько лет. Хорошая информация стоила мне всего пару стаканчиков. Он объяснил, что первое, что мне нужно, если я хочу постоянно заниматься литераторством -- это хороший агент. Коммерческая часть этого дела отнимает слишком много времени. Лучше платить кому-то десять процентов и знать, что впереди тебя ждет гораздо больше этих десяти процентов.
И это абсолютная правда. Мой нынешний агент считает, что хороший агент в течение года обязан заработать автору хотя бы эти десять процентов комиссионных. Таким образом, клиент ничего не теряет. На самом деле его задача -- оправдывать доходом эти десять процентов.
Это я и сделал - нанял агента и уволился с работы. Я проработал несколько лет, когда понял, что дело пошло. Тогда я жил в Балтиморе, где находилось главное управление государственного агентства, на которое я раньше работал. То, что я жил там до сих пор показалось мне глупостью, ведь я мог выбирать любое место жительства. И для этого нужен всего-навсего агент в Нью-Йорке. Итак, через некоторое время я переехал в Санта-Фэ (Santa Fe), штат Нью-Мексико. Я там живу уже лет двадцать, в этой довольно засушливой местности. Джейн вам расскажет о пыли.
Джейн:
- Все коричневое. Коричневые дома. Коричневый ландшафт. Большую часть года деревья тоже коричневые. Но там потрясающие закаты.